Это явление, впервые описанное немецким врачом Генрихом Хоффманом, который дал ему название «Непоседа Фил», вызывает оживлённые дискуссии в медицинском сообществе. Хотя чрезмерная подвижность таких детей бросается в глаза, ключевым признаком заболевания является не это, а короткая продолжительность концентрации внимания: ребёнок не способен сосредоточиться ни на чём — будь то игра, учёба или просмотр телепередачи.
Врачи определяют это состояние как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). У таких детей нет повреждений мозга, но есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, которое проявляется в детском возрасте. Оно встречается у мальчиков в 4–9 раз чаще, чем у девочек, и наиболее ярко проявляется в возрасте от 6 до 12 лет. Если не уделять должного внимания этой проблеме, она может перерасти в серьёзное социальное явление. Дети, страдающие от СДВГ, часто сталкиваются с трудностями в учёбе и общении, что приводит к их изоляции и формированию девиантного поведения.
Вот пример того, как это может происходить: Фил, ученик начальной школы, начинает испытывать трудности в обучении и общении со сверстниками. Его мозг способен продуктивно работать только в течение 5–15 минут, после чего ему требуется 3–7 минут на «отдых». В это время Фил отвлекается на посторонние дела и не реагирует на слова учителя.
После короткого перерыва умственная активность Фила восстанавливается, и он снова может продуктивно работать 5–15 минут. Затем цикл повторяется. Это состояние может привести к серьёзным проблемам в обучении и адаптации Фила в обществе, если не принять меры. Фил обладает ограниченными способностями к запоминанию и обработке информации, и большая часть полученных сведений быстро забывается. Его долговременная память также не отличается надёжностью.
Процесс освоения навыков чтения, письма и счёта вызывает у Фила определённые трудности, но это обусловлено не снижением коэффициента интеллекта, а нарушением восприятия. В возрасте семи лет Фил, как правило, не готов к обучению в школе, так как у него ещё не полностью сформировались высшие мозговые функции. Фил постоянно проявляет нетерпение, суету и бесцельную активность, хватается за предметы и приступает к выполнению задания, не дослушав указания учителя. Его пальцы постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, а ноги раскачиваются. Ему сложно организовать себя. В разговоре Фил часто меняет темы, может страдать от тиков, гримасничать и совершать ненужные и навязчивые движения.
У 68% таких детей наблюдаются нарушения сна, а у 40% — ночное недержание мочи.
Фил проявляет импульсивность, возбудимость и агрессивность. Его эмоциональное состояние характеризуется постоянным внутренним напряжением, частой сменой настроения, а также склонностью к переживанию страха и повышенной тревожности. Фил испытывает трудности в общении со сверстниками. Несмотря на отставание в психическом развитии, он стремится доминировать и управлять окружающими. Его требовательность и навязчивость отталкивают сверстников, в результате чего у него мало друзей. Фил вынужден общаться с более уступчивыми сверстниками или младшими детьми. Отношения с взрослыми также складываются непросто. Фил не реагирует на наказания и не стремится к похвале, что заставляет родителей и учителей задуматься о необходимости обращения к специалисту.
Врачи определяют это состояние как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). У таких детей нет повреждений мозга, но есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, которое проявляется в детском возрасте. Оно встречается у мальчиков в 4–9 раз чаще, чем у девочек, и наиболее ярко проявляется в возрасте от 6 до 12 лет. Если не уделять должного внимания этой проблеме, она может перерасти в серьёзное социальное явление. Дети, страдающие от СДВГ, часто сталкиваются с трудностями в учёбе и общении, что приводит к их изоляции и формированию девиантного поведения.
Вот пример того, как это может происходить: Фил, ученик начальной школы, начинает испытывать трудности в обучении и общении со сверстниками. Его мозг способен продуктивно работать только в течение 5–15 минут, после чего ему требуется 3–7 минут на «отдых». В это время Фил отвлекается на посторонние дела и не реагирует на слова учителя.
После короткого перерыва умственная активность Фила восстанавливается, и он снова может продуктивно работать 5–15 минут. Затем цикл повторяется. Это состояние может привести к серьёзным проблемам в обучении и адаптации Фила в обществе, если не принять меры. Фил обладает ограниченными способностями к запоминанию и обработке информации, и большая часть полученных сведений быстро забывается. Его долговременная память также не отличается надёжностью.
Процесс освоения навыков чтения, письма и счёта вызывает у Фила определённые трудности, но это обусловлено не снижением коэффициента интеллекта, а нарушением восприятия. В возрасте семи лет Фил, как правило, не готов к обучению в школе, так как у него ещё не полностью сформировались высшие мозговые функции. Фил постоянно проявляет нетерпение, суету и бесцельную активность, хватается за предметы и приступает к выполнению задания, не дослушав указания учителя. Его пальцы постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, а ноги раскачиваются. Ему сложно организовать себя. В разговоре Фил часто меняет темы, может страдать от тиков, гримасничать и совершать ненужные и навязчивые движения.
У 68% таких детей наблюдаются нарушения сна, а у 40% — ночное недержание мочи.
Фил проявляет импульсивность, возбудимость и агрессивность. Его эмоциональное состояние характеризуется постоянным внутренним напряжением, частой сменой настроения, а также склонностью к переживанию страха и повышенной тревожности. Фил испытывает трудности в общении со сверстниками. Несмотря на отставание в психическом развитии, он стремится доминировать и управлять окружающими. Его требовательность и навязчивость отталкивают сверстников, в результате чего у него мало друзей. Фил вынужден общаться с более уступчивыми сверстниками или младшими детьми. Отношения с взрослыми также складываются непросто. Фил не реагирует на наказания и не стремится к похвале, что заставляет родителей и учителей задуматься о необходимости обращения к специалисту.